Главная
Миссионерские путешествия апостола Павла

apostol_p.jpg

 

 
 Поистине невозможно переоценить важность значения св. ап. Павла в деле распространения христианства.
 
Этот в высшей  степени самоотверженный благовестник «языков» не без основания указывал на то, что  он потрудился больше других 
 
Всматриваясь в его жизнь и деятельность, мы видим, что она отчетливо делится на два периода.
 Первый период – период наиболее интенсивной благовестнической деятельности апостола, который обнимает собой три великих его миссионерских путешествия с проповедью Евангелия в пределах Малой Азии и греко-македонской части Европы
 
Второй период жизни св. ап. Павла охватывает его узы, сначала кесарийские, а затем римские. В этот период деятельность апостола, естественно, лишена была той кипучей активности, которой она отличалась в первый период.
Почти тридцать лет служил он своему Небесному Господу и Учителю с беспримерной верностью и самопожертвованием; бесчисленные опасности и борьба, гонения на суше и на море, в городах и пустыне, среди язычников и иудеев, он переносил с таким мужеством, которое только возможно при высшей Божественной помощи. «Со времен апостольских миссионерское служение всегда было сопряжено с величайшими трудностями, а иногда с риском для жизни миссионера»[1]. Он более всех апостолов потрудился, и труд, и его подвиг были не самыми легкими (2 Кор. 11, 23-31). От Иерусалима до Рима пронес ап. Павел Евангелие, на его долю выпало проповедовать о Боге Распятом в самых цивилизованных странах тогдашнего мира, где несравненно труднее было переломить общественное сознание и совесть в пользу новой религии.
 
Однажды, во время молитвы в храме, Господь явился своему ученику и  сказал: «Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22 ,21). Так была решена судьба апостола. Отныне он становится проповедником Евангелия «среди народов» и всю свою жизнь посвящает этому великому делу. «Миссия среди язычников является исполнением повелений данных воскресшим Господом. Стоит вчитаться… в Господни повеления, содержащиеся в Деяниях (1,8; 9, 15-16; 17, 21;  22, 6-11; 26, 12-23), и станет ясно, что… движущая сила миссии среди язычников заложена в словах Воскресшего Господа»[2].
Апостол Павел соединил в себе два противоположных свойства, для того чтобы действительно вынести Евангелие из узких границ иудейства и предложить языческому миру. Во-первых, он должен был происходить из недр иудейства, потому что только в этом случае он мог основательно изучить жизнь под законом и убедиться собственным опытом в бессилии этого мнимо-спасительного средства. Во-вторых, апостол должен был быть свободным от национальной ненависти к языческому миру, так как ею было пропитано все палестинское общество. В-третьих, ап. Павел отдавал себе отчет в том, что без подтверждения его призвания остальными апостолами и без сотрудничества с ними  его труды могут быть бесплодными (Гал.2,2). Поэтому он согласует свою деятельность с ними и добивается подтверждения особенности своей миссии: он призван быть апостолом необрезанных, язычников.
 
 
ПЕРВОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
 
Для проповеди Евангелия язычникам Павел предпринимает длительные и многотрудные путешествия. В свое первое миссионерское путешествие апостол отправляется в 47 году. Миссионеры пошли в Селевкию, а оттуда  водным путем отправились на Кипр, на родину Варнавы.  Далее Дееписатель упоминает проповедь апостолов в Саламинских синагогах. Они проходят весь остров и останавливаются в Пафе. Проконсул Сергий Павел, на службе у которого состоял лжепророк, захотел услышать Слово Божие и призвал Варнаву и Савла. «В Деяниях вскользь сказано, что проконсул «уверовал», но более вероятно, что он лишь проявил благосклонность. Во всяком случае, Лука не говорит, что он принял крещение»[3]. Далее апостолы направились в Пергию, в Памфилии. Здесь  Иоанн- Марк отделяется, по неизвестной нам причине, от основной группы миссионеров и отправляется  в Иерусалим. Продолжая свое первое миссионерское путешествие, Павел и Варнава прибывают в Антиохию Писидийскую, и в субботу отправляются в синагогу. «Там, как обычно, вначале шло чтение закона  и пророков. Затем  начались выступления присутствующих. Начальники синагоги пригласили выступить находившихся здесь гостей-чужестранцев Павла и Варнаву»[4].  Павел встал и «дал знак рукой», т.е. он жестом привлек их к вниманию и начал свою первую речь – Деян. 13, 16–41, выбрав тему, которая занимает центральное место в христианском учении: спасение через Господа нашего Иисуса Христа.
Результатом проповеди были следующие события:
1). «В следующую субботу почти весь город собрался слушать Слово Божие» (Деян. 13, 44). 
2). «Иудеи, увидевши народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел» (Деян. 13, 45). «Их, вероятно, встревожило не только упоминание об Иисусе Христе, но и утверждение Павла, что закон Моисеев не может дать отпущение грехов».[5]
Видя, что Слово Господне быстро распространилось по стране,  а также огромный успех проповеди апостолов и ее последствия в деле распространения Евангелия иудеи, прибегнув к помощи «почетных женщин и первых людей» (Деян.13,50), выгнали ап. Павла и ап. Варнаву из страны. Из Антиохии Писидийской миссионеры отправляются в Иконию, и, придя в город, апостолы пошли в иудейскую синагогу  для проповеди.  И снова, как и в Антиохийской синагоге, их проповедь имела такой огромный успех, что «уверовало  великое множество Иудеев и Еллинов» (Деян.14,1). «Под уверовавшими «Еллинами», несомненно, разумеются прозелиты – обращенные в иудейство язычники»[6]. О проповеди апостолов в Дервии мы знаем только то, что они приобрели «довольно учеников» (Деян.14,21). Отсюда Павел и Варнава отправляются в обратный путь: Листра, Икония, Антиохия Писидийская. Евангелист Лука не говорит нам, сколько длилось первое путешествие св. апостола Павла. «Надобно полагать, что в продолжение его протекало около двух лет»[7].
 
 
ВТОРОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
 
После того как миссионеры провели какое-то время в Антиохии, апостол Павел предложил  Варнаве  отправиться в путь, чтобы проведать  своих братьев в тех городах, где святые апостолы проповедовали  Слово Божие. Надо заметить, что свое первое путешествие миссионеры начали по повелению Святого Духа, которое было выражено антиохийскими пророками (Деян.13,1-3). А второе миссионерское путешествие было предпринято по  личной инициативе  апостола Павла. Павел  с Силой отправились в Малую Азию, где  посетили Сирию, Киликию, Дервию и Листру. «Нет оснований полагать, чтобы начало второго путешествия не могло быть поздним летом этого же года, напр., 1-го  сентября 49 года, через десять месяцев после возвращения из первого путешествия»[8]. Апостол  вновь приходит в те два города, которые были его последней остановкой в первом путешествии (Деян. 14, 16–19). Здесь же к миссионерской группе присоединяется  Тимофей. После того как миссионеры прошли Фригию и Галатийскую страну, Св. Дух не допустил их идти  с проповедью в Асию и Вифинию. Каким образом апостолам было сообщено не идти с миссией в эти области, нам неизвестно. Возможно, это могло быть прямое откровение. Также это мог быть чей-то добрый совет. Апостол Павел и его спутники могли истолковать определенную ситуацию, как доказательство того, что, Св. Дух  определяет им другую область для проповеди.
«Миновав Асию во время своего второго путешествия, Павел мог перенести благовестие в Европу»[9]. В итоге миссионеры оказываются в Троаде, и здесь ночью апостолу Павлу было видение. Ему явился  македонянин, который просил Павла: «Приди в Македонию и помоги нам» (Деян. 16, 9). Здесь Дееписатель впервые  начинает описывать события от первого лица, и он останется  до конца книги непосредственным очевидцем и участником всех событий. Миссионеры отправляются в Самофракию, затем в Неаполь и далее прибывают в Филиппы, где остаются несколько дней. В Филиппах не было синагоги, но был молитвенный дом около реки, где иудеи собирались для молитвы и  могли совершать обрядовые омовения. И в субботний день апостолы отправляются на берег реки и вступают в беседу с находившимися там женщинами. «Для того чтобы  образовать синагогу, должно  было собраться как минимум десять мужчин, глав семьи; так как, очевидно,  в данном случае таких не было, они собирались  молиться на берегу реки»[10].   Однажды, когда апостолы вновь направлялись в молитвенный дом, они встретили служанку, которая была одержима «духом прорицательным» (Деян. 16, 16). Ап. Павел повелел нечистому выйти из служанки, и она тотчас же умолкла. Вместе с демоном ушла и надежда хозяев  рабыни на заработки, и они, схватив Павла и Силу, повели их на площадь, где находились те, кто обладал властью. И перед начальниками обвинили святых апостолов в том, что те «сеют возмущение и, будучи Иудеями, проповедуют обычаи, которых Римляне не могут потерпеть».[11] «Власть имущие» велели сорвать с апостолов верхнюю одежду и бичевать их, несмотря на то, что  и Павел, и Сила имели римское гражданство. Надо заметить, что не было никакого судебного разбирательства, только обвинение и наказание. Тюремщик, как и ему приказали, поместил их в самую охраняемую камеру и  сковал их ноги в колодки. Ночью, в то время, когда апостолы молились, произошло землетрясение. И двери всех камер тюрьмы отворились и «у всех узы ослабели» (Деян. 16, 26). Тюремный страж проснулся и, увидев, что все двери открыты,  решил, что все заключенные убежали, и хотел покончить жизнь самоубийством, умертвив себя мечом. Но Павел спас стражника от смерти, сказав: «Все мы здесь» (Деян. 16, 29). Обратившись ко Христу, страж крестился сам, а также и его домашние. Апостолы не стали настаивать на своем пребывании в городе, где их присутствие оказалось нежелательным. Филиппы были первым  европейским городом, в котором язычники возбудили гонение на проповедников Христа.
Далее из повествования видно, что из города апостол Павел отправился в путешествие с Силой, а Лука и Тимофей остались. Миссионеры, пройдя Амфиполь и Аполлонию, пришли в Фессалонику. Апостол Павел на протяжении трех суббот говорил в Иудейской синагоге. Некоторые из иудеев  присоединились к Павлу и Силе, также за ними последовали эллины и «знатных женщин немало» (Деян. 17,4). Обвинения со стороны иудеев посеяли панику как среди народа, так и среди городских начальников, но последние, разобравшись в ситуации и «получив удостоверение от Иасона и прочих» (Деян. 17, 9) отпустили их. Церковь Фессалоники дала новых сподвижников Павлу из числа бывших язычников, но и первая испытала притеснения от римских властей.
 
Неверующие иудеи из Фессалоники не довольствовались тем, что выгнали апостолов из своего города. Они последовали за проповедниками Евангелия в Верию, так же как и  иудеи из Иконии и Антиохии пришли в Листру и настроили толпу против миссионеров (Деян. 14, 19). Возможно, апостол Павел заблаговременно получил предупреждение о грядущей опасности, так как братия «отпустила Павла, как будто идущего к морю» (Деян. 17, 14), а затем проводила до Афин.
«Город Афины был центром языческого просвещения – наук и искусств – и идолов, которых было множество по всему городу»[12].  В спор с Павлом вступили последователи двух популярных философских течений:
 
1) эпикурейцы: «Что хочет сказать этот суеслов?» (Деян. 17, 18);
 2) стоики: «Кажется, он проповедует о чужих божествах» (Деян. 17, 18).
 
Причиной спора была проповедь апостола об Иисусе Христе и Его Воскресении. Ап. Павел, встав среди Ареопага, обратился к окружающим, сказав: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны» (Деян. 17, 22), и начал излагать учение о Боге краткими, но очень убедительными словами. Отметим, что обращение в  ареопаге в полной мере открывает всеобъемлющий характер благовестия Павла, который провозгласил Бога во всей Его полноте как Создателя, Жизнодавца, Правителя, Отца и Судью.
Павел покинул Афины и пришел в Коринф, где встретился  с Акилой и Прискиллой, «остался у них и работал; ибо ремеслом  их было делание палаток» (Деян. 18, 3). По субботам же миссионер посещал синагоги, где «убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян. 18, 4) в истинности своего учения. Ночью в видении Господь явился своему преданному ученику и сказал: «Не бойся, но говори  и не умолкай» (Деян. 18, 9). Христос утешил своего апостола и  одобрил Его миссию в Коринфе. Он  поддерживает труды миссионера и говорит, что: «у Меня много людей в этом городе» (Деян. 18, 10), тем самым заверяет ап. Павла в целесообразности  распространения Евангелия среди коринфян.  И миссионер остается там «год и шесть месяцев» (Деян. 18, 11), продолжая свои  труды. Римская власть, несмотря на давление со стороны иудеев, не зафиксировала нарушение прав, охраняемых законом, или злой умысел против кого-либо или против государственных законов со стороны Павла.
 
Апостол «пробыв еще довольно дней» (Деян.18, 18) в Коринфе, отправляется в Сирию. Прибыв в Ефес, апостол «сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями» (Деян. 18, 19). Мы можем только предположить, что его миссия в Ефесе была успешной и хорошо воспринята, т.к. иудеи «просили его побыть у них долее» (Деян. 18, 20). Второе миссионерское путешествие явилось важным шагом в деятельности апостола Павла: благодаря ему, христианство перешагнуло  пределы Малой Азии и достигло Европы. «Это путешествие продолжалось три  года и занимает в Книге Деяний отрывок от 15, 36 до 18, 22»[13].
Именно благодаря его миссионерскому служению  во время второго путешествия малоазийские Церкви были расширены организацией галатийских Церквей; основан был целый ряд Церквей на европейском континенте, в пределах тогдашней Македонии и Греции; окончательно был утвержден вопрос о принятии язычников в Церковь без соблюдения закона Моисеева. Как правило, Павел благовествует в синагоге, что даёт ему возможность сблизиться с язычниками, которые симпатизируют иудаизму. Если же ему мешали войти в синагогу, он проповедует там, где для этого есть возможность.
 
 
ТРЕТЬЕ МИССИОНЕРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
 
Исходной точкой третьего миссионерского путешествия апостола Павла  также стала Антиохия Сирийская. «3-е миссионерское путешествие  началось около августа 52 года»[14]. И снова апостол покидает эту страну с намерением посетить и ободрить верующих, принадлежащим к молодым Церквам Малой Азии: Галатию и Фригию. Вначале миссионер снова посещает Ефес, тем самым выполнив обещание, данное жителям города в свой прошлый визит (Деян. 18, 21). Здесь он встречает 12 учеников Иоанна Крестителя, которые слышали о Христе, но не слышали ничего о Святом Духе. Апостол возложил на них руки, давая свое апостольское одобрение происходившему крещению, так же как делали Петр и Иоанн в Самарии. Далее ап. Лука  повествует о том, что Павел в течение 3 месяцев проповедовал в Ефесской синагоге о Царстве Божием. Отделившись от общественной синагоги, ап. Павел в течение двух лет «проповедовал в училище некоего Тиранна» (Деян. 19, 9). Дееписатель ничего не говорит нам о том, кем был Тиранн: «Вероятно, был иудейским учителем, имел в своем доме частную синагогу, так называемую «Бет-миндраш», которая названа здесь евангелистом Лукой училищем»[15]. Когда апостол трудился в Ефесе, ему были даны особые знамения Божественного благоволения: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19, 11–12).
 
После двух лет миссионерской деятельности в Ефесе ап. Павел задумал посетить новые Церкви в Македонии и Греции, далее посетить Иерусалим, «побыв там, я должен видеть Рим» (Деян.19,21). Здесь апостол впервые говорит о своем желании посетить Рим. Павел послал в Македонию двоих своих учеников: Тимофея и Ераста, а сам, по неизвестной для нас причине, остался на некоторое время в Асии. Далее Дееписатель описывает мятеж, который был спровоцирован серебряных дел мастером Димитрием против «пути Господня» (Деян. 19, 23). «Разъяренная толпа ремесленников… направилась к жилищу св. Павла. Но слух о бунте быстро разнесся по Ефесу дошел и до христианского квартала. Бунтовщики искали самого Апостола. Но он стараниями своих братьев был скрыт от толпы, так что мятежники могли схватить только двух спутников Апостола, македонян Гаия и Аристарха»[16], в итоге городской мятеж остановил «блюститель порядка» (Деян. 19, 35). «Целью Луки в изложении этого сюжета, очевидно, является апологетика или политика. Он хотел показать, что Риму не в чем обвинять христиан вообще, и Павла в частности»[17].
 
Рассказав нам о  встрече Апостола Павла с философами в Афинах (Деян. 17, 16–33), Дееписатель пишет о посещении им Коринфа (Деян. 18,1–17) и Эфеса (Деян. 18, 18–21 и Деян. 19, 1–20). Эти миссионерские визиты проходили по одинаковой схеме: сначала проповедь иудеям, их негативное отношение к Евангелию, отправление с благовестием к язычникам и многочисленные плоды в виде новых обращенных. После мятежа ап. Павел не покинул сразу Ефес, а организовал собрание верующих, на котором дал слова наставления. Далее апостол посетил Македонию, а затем отправился в Елладу. В Элладе миссионер пробыл три  месяца: «Вероятно, большую часть этого времени он провел в Коринфе»[18]. Затем апостол планировал отправиться в Сирию, но «по случаю возмущения, сделанного против него Иудеями» (Деян. 20, 3), он решил  отправиться в Сирию, сначала посетив Македонию. В Филиппах  к апостолу Павлу присоединяется ап. Лука (с Деян. 20, 6 повествование начинается от 1-го лица), и они вместе «после дней опресночных» (Деян. 20, 6) отплыли в Троаду.
В Троаде миссионерская группа пробыла  неделю, и Дееписатель повествует нам только об одном случае из миссии апостолов, произошедшем за это время – воскрешении Павлом юноши Евтиха. Далее ап. Лука рассказывает нам о  том, как группа миссионеров прибыла в Милит, посетив прежде Асс, Митилину, Хиос, Самос, Трогилию. Апостол и его спутники посещают Кос, Родос, Патару  и прибывают в Тир, где были «ученики» (Деян. 21, 4). Путешественники пробыли в Тире на протяжении недели. Во время этой остановки  местные христиане «по внушению Духа» предостерегают ап. Павла о посещении Иерусалима, но  апостол со спутниками продолжили свой путь и отправились в Птолемаиду. Прибыв в Птолемаиду и пробыв там всего лишь день, группа миссионеров отправилась в Кесарию,  а по прибытии в город остановились в доме Филиппа «одного из семи диаконов… У него были четыре  девицы, пророчествующие» (Деян. 21, 8–9). «Замечание о том, что четыре дочери Филиппа были девицами, которые пророчествовали, связано с особым почтением эллинистического мира к пророчествующим девственницам»[19]. Дееписатель завершает повествование о третьем миссионерском путешествии словами: «После сих дней, приготовившись, пошли мы в Иерусалим» (Деян. 21, 15). Группа миссионеров из Кесарии во главе с апостолом Павлом  отправилась в Иерусалим: «Вместе с вступлением Апостола в Иерусалим окончилось его третье путешествие, начатое из Иерусалима же»[20].
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЗАСЛУГИ АПОСТОЛА В ДЕЛЕ МИССИОНЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ
 
В истории христианства ап. Павел занимает  совершенно особое место. Он был первым  богословом, первым благовестником христианской свободы. «В книге… находится много сведений о раннем учении. Оно содержится, в основном в многочисленных речах, дающих образцы апостольской проповеди»[21]. Большинство речей апостола имеют практически одинаковую структуру: введение (обращение), основной текст речи, обычно керигматического характера и призыв к покаянию. Но все они как нельзя лучше соответствуют той исторической обстановке, среди которой они произносятся. За исключением одной прощальной речи, направленной к пресвитерам в Мелите, все остальные апостол держит к чистым иудеям или язычникам.
 
Точное познание миссионерских трудов Павла, безусловно, необходимо для понимания и оценки подвига  Христа и христианства на всем протяжении, с начала до последнего момента. Апостольское учение ап. Павла является наиболее надежным научным средством к познанию истинного Евангелия Христова. В истории человечества невозможно найти более целостный образ, чем  образ ап. Павла. От первых шагов своей миссионерской деятельности до темницы в Риме он сохраняет единство в своем учении и деятельности. Это единство учения и целостность личности созданы его верой в Христа Спасителя. «Богословие апостола воплощало его веру, а вера апостольская наполнялась божественным содержанием»[22].
 
Самые главные заслуги апостола Павла в миссионерском служении состоят в том, что:
 
1. Посредством своих миссионерских трудов он пересадил христианскую религию на новую почву в собственно мир греко-римской культуры.
 
2. Он не только поднял веру во Христа Спасителя выше тесных границ иудейства, но оторвал ее от иудейства и этим впервые сообщил христианскому обществу самосознание новой религии.
 
3. Он был первым христианским богословом и посредством своей богословской системы коренным образом преобразовал зарождающуюся религию.
 
 
преподаватель Санкт-петербургского Православного Института 
 
иерей Георгий Христич
 
 
 

comments powered by HyperComments


[1]. Алексий II (Ридигер), патр. Слово в день празднования юбилея Святителя Московского Иннокентия // ЖМП. М., 1997. №11. С. 47.
[2].Knight. Scot Mc. Язычник // Иисус и Евангелия. Словарь. М.,2003.С. 792.
[3]. Мень А., прот. Первые Апостолы М., 1998. С. 154.
[4]. Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Апостол Павел и Тайны Первых Христиан. М., 1999. С. 145. 
[5]. Эрлих Э. Портрет Иисуса и Его  Апостола. Люблин, 1992. С. 88.
[6]. Лопухин А.П. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т.3. Новый Завет. СПб., 1911-1913. С. 108. 
[7]. Иннокентий, архиеп. Сочинения. Т.2. СПб., 1901.С. 292.
[8]. Глубоковский Н.Н. Хронология Ветхого и Нового Завета М. 1996. С. 114.
[9]. Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С. 225. 
[10]. Клеон Л. Новый лингвистический и экзегетический ключ  к греческому тексту Нового Завета.  СПб., 2001. С. 445. 
[11]. Эрлих Э. Указ. соч. С.107.    
[12]. Рудинский Н., свящ. Жизнь и труды св. ап. Павла. СПб., 1895. С. 24. 
[13]. Шатров П.К. Комментарии к книге Деяний Святых Апостолов. СПб., 2001. С. 325.
[14]. Глубоковский Н.Н. Хронология Ветхого и Нового Завета М.1996. С.117.
[15]. Шатров. П.К. Комментарии к книге Деяний Святых Апостолов. СПб., 2001. С.388.  
[16]. Григорий, иером. Третье великое благовестническое путешествие святого апостола Павла. Опыт историко-экзегетического исследования. Сергиев Посад, 1892. С.416-417. 
[17]. Стотт Р. Деяния Святых Апостолов. СПб, 1998. С. 433.
[18]. Шатров П.К. Указ. соч. С. 398.   
[19]. Гандри Р. Обзор Нового Завета. СПб., 2001. С.317.    
[20]. Григорий, иером. Указ. соч. С.489.
[21] Гатри Д. Введение в Новый Завет. СПб., 1996. С. 269.
[22] Глубоковский Н. Н., проф.  Благовестие ап. Павла по его происхождению и содержанию. Экзегетико-догматические очерки.  София, 1934. С. 32.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Библия. Священное Писание Нового Завета. М., 2000.
2.Алексий II (Ридигер), патр. Слово в день празднования юбилея Святителя Московского Иннокентия // ЖМП. М., 1997. №11.
3.Гандри Р. Обзор Нового Завета. СПб., 2001.
4.Гатри Д. Введение в Новый Завет. СПб., 1996.
5.Глубоковский Н. Н., проф.  Благовестие ап. Павла по его происхождению и содержанию. Экзегетико-догматические очерки.  София, 1934.
6.Глубоковский Н.Н. Хронология Ветхого и Нового Завета М. 1996.
7.Григорий, иером. Третье великое благовестническое путешествие святого апостола Павла. Опыт историко-экзегетического исследования. Сергиев Посад, 1892.
8.Иннокентий, архиеп. Сочинения. Т.2. СПб., 1901.
9.Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001.
10.Клеон Л. Новый лингвистический и экзегетический ключ  к греческому тексту Нового Завета.  СПб., 2001.
11.Лопухин А.П. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т.3. Новый Завет. СПб., 1911-1913.
12.Мень А., прот. Первые Апостолы М., 1998.
13.Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Апостол Павел и Тайны Первых Христиан. М., 1999.
14.Рудинский Н., свящ. Жизнь и труды св. ап. Павла. СПб., 1895.
15.Стотт Р. Деяния Святых Апостолов. СПб, 1998.
16.Шатров П.К. Комментарии к книге Деяний Святых Апостолов. СПб., 2001
17.Эрлих Э. Портрет Иисуса и Его  Апостола. Люблин, 1992.
18.. . Язычник // Иисус и Евангелия. Словарь. М.,2003.

 

 

 
« Пред.   След. »