Главная arrow Иконописное отделение arrow Русская иконопись
Русская иконопись

  ВВЕДЕНИЕ

Методические указания по выполнению практической работы по учебной дисциплине «Русская иконопись» имеют цель ознакомить студентов со стилевыми особенностями и техникой письма новгородской иконописной школы.
Техника иконописания сложна и своеобразна; последовательность писания иконы выработана в древности, изменению не подлежит и по традиции передается иконописцами из поколения в поколение. Поэтому начинающие иконописцы должны также строго и неуклонно ее придерживаться. Если же в силу обстоятельств приходится отступать от некоторых материалов и приемов, то каждый иконописец должен более всего бояться нарушить главное: традиционный образ иконы и последовательность его построения.
Приступающему к изучению техники иконного дела, прежде чем ознакомиться с рисунком, материалами и способами их применения, необходимо понять священный характер этого искусства, его высочайшее назначение и теснейшую связь с жизнью Церкви.
Необходимо также с должным уважением отнестись к тем людям, которые на протяжении прошлых веков потрудились в этом деле, сумели выработать язык иконы, создали ее высокий стиль.
Цель курса «Русская иконопись» – подготовить специалиста, готового к проектированию и руководству реставрационными работами на памятнике отечественной архитектуры, в состав которого входят произведения древнерусского изобразительного, монументального и прикладного искусства.
Задачи курса – ознакомление студента с живописным древнерусским каноном через освоение техники рисунка и приемов письма традиционных элементов древнерусской живописи.
Настоящий курс в профессиональной подготовке выпускника является дополнительным к основному курсу «История и методика реставрации».
Курс углубляет и расширяет общее понимание студентом принципов и методов реставрации духовного наследия.

1. НОВГОРОДСКАЯ ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА

1.1. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОВГОРОДСКИХ ПИСЕМ ХV ВЕКА
Композиции новгородской живописи.

1.2. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИКОНЫ
Горы
Травы и деревья
Палатное письмо
Вода
Изображение животных
Фигуры людей

1.3. ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ НОВГОРОДСКОЙ
ИКОНОПИСНОЙ ШКОЛЫ ХV ВЕКА

1.3.1. Доличное письмо

рисунок
роскрышь
пробел


1.3.2. Личное письмо

Первая плавь
Вторая плавь
Третья плавь
Четвертая плавь
Пятая плавь
Шестая плавь

1.3.3. Олифление иконы


1.4. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ИКОНОПИСАНИИ

2. ЭТАПЫ ИКОНОПИСАНИЯ

Первый слой
Второй слой
Третий слой.
Четвертый слой

2.1. ПОДГОТОВКА ОСНОВЫ

2.2. ГРУНТОВАНИЕ ОСНОВЫ

2.3. КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ
рисунок под живопись
приготовление красок
Яичная эмульсия
золочение


3. ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ РИСУНКА И ПИСЬМА
ТРАДИЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДРЕВНЕРУССКОЙ
ЖИВОПИСИ НОВГОРОДСКОЙ
ИКОНОПИСНОЙ ШКОЛЫ ХV ВЕКА

3.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3.1.1. Освоение техники рисунка
3.1.2. Освоение техники письма

СПИСОК ПРЕДЛАГАЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993.
2. Бобров Ю. Т. Основы иконографии древнерусской живописи. – СПб.: Аксиома, 1995.
3. Филатов В. В. Словарь изографа. – М.: Лествица, 2000.
4. Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. – М., 1986.
5. Икона. Секреты мастерства: Сб. / Cост.: А. С. Кравченко, А. П. Уткин. – М.: Стайл ЛТД, 1995.
6. Монахиня Иулиания (Соколова). Труд иконописца. Изд-во Троице-Сергиевой Лавры, 1999.
7. Зиновьев Н. М. Искусство Палеха. – Л.: Искусство, 1981.
8. Гусев А. В. Некоторые приемы построения композиции в древнерусской живописи // Древнерусское искусство. Христианская культура Новгорода: Сб. – М.: Наука, 1968.
9. Графика русской иконы. Прориси и переводы икон из собрания Пушкинского дома / Сост. Г. В. Маркелов. – СПб.: Изд. дом «Дмитрий Буланин», 1997.
10. Евсеева Л. М. Афонская книга образцов ХV века. О методе работы и моделях средневекового художника. – М.: Индустрия, 1998.
11. Современная православная икона. Тимченко С. В. – М.: Новая книга, 1993.
 

 
« Пред.   След. »